ostrov писал(а):Алекс, одно могу сказать наверняка, что гимн Украины красивее совкового в триллион раз.
Zakhar писал(а):Украинский язык мягкий , музыка Карпатская и не надо сравнивать имперские и национальные гимны северных братьев. Где своя сила и дрож в жилах.
Немного "своего блога". Почему наш гимн именно таков, и почему он и хорош, и плох одновременно.
О его музыкальности.Гимн, точнее его прообраз в первичной версии датирован 1860-ми годами. Автор музыки - Михаил Вербицкий - был священником и руководил хором в духовной семинарии (Львов), сочинял литургии, занимаясь попутно фольклором.
Это наложило свой отпечаток на общий музыкальный стиль - можно представить, скажем, и церковные песнопения, и просто вот такого..
душевного дядьку с бандурой С текстом всё гораздо сложнее. Нужно признать, что укр. гимн очень националистичен по своей сути, и это представляет проблему для людей с русскими корнями либо сформировавшихся и живущих в такой среде.
Основой для гимна стал стих Павла Чубинского "Ще не вмерла Україна". Примечательно, что Чубинскому, сыну офицера рус. армии (Борисполь под Киевом) и учившемуся на юриста в Петербурге, прочили успешную карьеру в России, но его увлечение укр. этносом постепенно приводит его к националистическим идеям.
В оригинале наиболее значимые моменты звучали так.
Первый фрагмент:
Ще не вмерла Україна,
И слава, и воля!
Ще намъ, браття-молодці,
Усміхнеться доля!
Згинуть наші вороги,
Якъ роса на сонці;
Запануємъ, браття й ми: У своїй сторонці.
Душу, тіло ми положимъ: За свою свободу: И покажемъ, що ми браття: Козацького роду.Для того, чтобы понимать, какие именно
враги должны погибнуть, есть следующие 2 фрагмента (в современной версии гимна они исключены).
Второй фрагмент:
Наливайко, Залізнякъ: И Тарас Трясило: Кличуть насъ изъ-за могилъ: На святеє діло.
Изгадаймо славну смерть: Лицарства-козацтва,
Щобъ не втратить марне намъ: Своєго юнацтва.Северин Наливайко, Максим Зализняк, Тарас Трясило - казацкие атаманы, гетьманы Запорожской Сечи, воевавшие против поляков в 17м-18м веке, когда территория нынешней западной и центральной Украины была частью Речи Посполитой.
С тех времен известен слоган "ни жида, ни ляха!" Нравы в те времена были крутые - в Умани, где мне довелось побывать, войско Зализняка (Железняка) вырезало до 20 тыс. поляков, евреев и украинцев-униатов (в подавляющем большинстве мирного населения, включая монахов местного монастыря). Аналогичные методы применялись во время походов на запад (Волынь, Буковина, современная территория Польши). Поляки в долгу не оставались, казаков часто казнили публично и с особой жестокостью.
Наконец, третий фрагмент:
Ой Богдане, Богдане: Славний нашъ гетьмане!
На-що віддавъ Украіну: Москалям поганимъ?!
Щобъ вернути іі честь,
Ляжемъ головами,
Назовемся Украіни: Вірними синами!Речь об известном всем гетьмане Богдане Хмельницком, заключившем договор с тогдашним царем Московии Алексеем Романовым в 1653-м ("Переяславська Рада"), согласно которому для защиты от поляков подавляющее большинство контролируемых войсками Хмельницкого земель отводилось под протекторат Московского царства. Хотя формально Сечь сохраняла автономию, административное и военное подчинение Москве было безусловным, также был введен войсковой контингент (прозванный в народе "москалями").
В дальнейшем Сечь постепенно теряла свою силу, а в начале 18-го века практически уничтожена Петром Первым из-за перехода гетьмана Мазепы на сторону шведов в Северной войне. При Екатерине Второй административная и военная структура Сечи была полностью ликвидирована.
"Москалі погані".Уничтожение Запорожской Сечи пересилило все предшествующие беды, принесенные поляками. С радикальных позиций, Хмельницкому не могут простить тот пресловутый союз. То, что было символом объединения народов, теперь считается зрадой.
В теперешней версии гимна, хотя из него и убрали "всё лишнее" и звучит он очень мелодично, есть четкий лейтмотив, относящий к временам вражды. Раньше хоть существовала какая-то толерантность - не нравится смысл, просто не задумывайся об этом, воспринимай как дань истории. Теперь же строки, о которых все знают, но не говорят, стали лишь одним из средств, акцентов на разделении "свои-чужие".
Аналогичный подтекст имеет ставший популярным рефрен "Слава Україні - героям слава!". Следующая строчка, которую говорят только при случае - "Слава нації - смерть ворогам!". Наверное, ничего нет
более консолидирующего и
более разобщающего, чем
националистический подтекст. Это конкретно в наших условиях. Когда религиозные различия особой роли не играют, а в социальных проблемах нужно найти некую глобальную и внешнюю причину.
Помимо населения с русскими корнями, а также людей сформировавшихся и живущих в такой среде (как правило - значительная часть восточной и южной Украины), нынешние украинские реалии сталкиваются с неприятием либо открытым противодействием со стороны
поляков. Где также всё более сильными становятся их собственные националистические идеи.
One world.